Подписано цифровой Гуляева Юлия Гуляева Юлия подписью: Владимировна Владимировна Дата: 2021.07.07 19:43:05 +05'00' Целевой раздел Пояснительная записка Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 12-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Актуальность программы заключается в том, что она создавалась на основе анкетирования обучающихся и их родителей, для удовлетворения запросов в обучении математике, создания условий по закреплению известного материала и получению новых знаний и умений. Актуальность введения кружка по математике в школьную программу: кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету; позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности; различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса к предмету; рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера; способствует развитию логического мышления учащихся; Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение проходит в разновозрастной группе. Программа является социальнымзаказом родителей. 2 Требования к уровню подготовки по математике очень высокие, поэтому возникает необходимость в такой программе дополнительного образования, которая способствовала развитию у детей математических умений и навыков. Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Новизна данной программы заключается в её чёткой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Отличительной особенностью её является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате её прохождения. Цели и задачи программы Цель программы – создание условий для развития интереса обучающихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора школьника в процессе живого рассмотрении различных практических задач и вопросов. Основные задачи: образовательные: расширить и углубить навыки учебной деятельности школьников; показать необходимость знаний по математике в других областях. развивающие: развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности и привить ученикам определенных навыков научно-исследовательского характера; развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям. воспитательные: воспитывать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни; формировать дружеские отношения, умение сочетать индивидуальнуюработу с коллективной. Планируемые результаты освоения программы При решении задач обращается внимание учащихся на выбор наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Результатом деятельности учащихся кружка, надеюсь,будет успешное участие в муниципальных олимпиадах. В результате освоения содержания программы у учащихся могут быть сформированы личностные результаты: ответственное отношение к учению умение контролировать процесс и результат математической 3 деятельности коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной творческой деятельности метапредметные результаты: составлять план и последовательность действий строить логические рассуждения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность предметные результаты: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач. Содержательный раздел Содержание программы Тематический планирование по программе дополнительного образования «За границами учебника математики» № урока Содержаниематериала Количество часов Теория Практика Форма контроля Решение занимательных задач Решение задач на логику Решение задач «магические квадраты» Геометрия вокруг нас Составление различных фигур из спичек Головоломки со спичками Решение задач с числовым выражением Решение задач с буквенными выражениями 1 1 1 1 1 2 Беседа игра соревнование Беседа 1 1 2 1 Игра, беседа конкурс 1 1 игра 1 2 соревнование 1 1 соревнование 1 1 1 1 1 1 Беседа игра Беседа соревнование беседа 26 - 27 Решение задач на движение Решение вероятностных задач Решение задач на проценты Десятичные дроби 1 1 беседа 28 - 30 Решение текстовых задач 1 2 беседа 1-2 3-4 5-7 8 - 10 11 - 12 13 - 14 15 - 17 18 - 19 20 - 21 22 - 23 24 - 25 4 31 - 33 34 Решение олимпиадных задач прошлых лет Защита продукта 0 3 Беседа 0 1 конкурс Содержание тематического плана: 1) Решение занимательных задач (2 ч) Теория. Ознакомление с правилами разгадывания математических ребусов и кроссвордов. Практика. Решение задач-шуток, задач загадок, математических ребусов, пословиц и поговорок о числах. Составление викторин. 2) Решение задач на логику (2 ч) Теория. Логика-наука о способах и формах правильного мышления. Простое суждение. Структура и виды простых суждений. Практика. Решение задач методом перебора, методом с «конца». 3) Решение задач «магические квадраты» (3 ч) Теория. Знакомство с «магическими квадратами». Практика. Решение задач «магические квадраты» 4) Геометрия вокруг нас (3 ч) Теория. Приборы: линейка, циркуль, транспортир. Практика. Построение с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение треугольников. 5) Составление различных фигур из спичек (2 ч) Теория. Геометрические фигуры их свойства, классификация геометрических фигур по определённым признакам. Практика. Составление геометрических фигур. Составление фигур из треугольников. 6) Головоломки со спичками (2 ч) Теория. Загадки в картинках. Две категории : рисунки и примеры. Практика. Решение головоломок: арифметических, геометрических, на логику. 7) Решение задач с буквенными выражениями (2 ч) Теория. Числовые и буквенные выражения. Алгоритм нахождения значения числового и буквенного выражения. Практика. Решение заданий по упрощению выражения. Решение текстовых задач на составление буквенных выражений. 8) Решение задач на движение (2 ч) Теория. Равномерное и неравномерное движение. Скорость, путь, время. Практика. Решение задач на движение в одном направлении и навстречу. 9) Решение вероятностных задач (2 ч) Теория. Вероятность. Вероятность события. Вероятность нескольких 5 событий. Практика. Подсчет значения вероятности. 10) Решение задач на проценты (2 ч) Теория. Дробь. Дробь от числа. Нахождение числа по заданному значению дроби. Практика. Решение задач на проценты с использованием жизненных ситуаций. 11) Десятичные дроби (2 ч) Теория. Дробь. Обыкновенная и десятичная. Практика. Решение арифметических задач. 12) Решение текстовых задач (3 ч) Теория. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовых задач. Чертеж в текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Практика. Решение задач на движение по течению и против течения реки. 13) Решение олимпиадных задач прошлых лет (3 ч) Практика. Анализ и решение олимпиадных задач «Кенгуру». 14) Защита продукта (1 ч) Организационный раздел Программа рассчитана по 34 часа для группы обучающихся 11-14 лет класса. Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек. Согласно учебному плану дополнительного образования занятия проходят еженедельно по 1 часу в каждой группе учащихся, продолжительность занятий составляем 40 минут. Учебный план дополнительного образования детей МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год Кол-во Количество учебных учебных часов Направление Наименование Классы групп на одну итого итого в Естественнонаучная направленность За границами учебника математика 5-9 1 учебную группу неделю за уч/год 1 1 34 Срок освоения программы курса составляет один учебный год. С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном учреждении, обеспечения соблюдения прав обучающихся, их родителей и педагогов, выполнения нормативно6 правовых требований к организации учебной деятельности в школе организация реализации программы дополнительного образования по данному курсу осуществляется согласно утвержденному календарному учебному графику в МБОУ ООШ п.Таватуй НГО. 7 Календарный учебный график МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год (пятидневная учебная неделя). № п/п 1. Учебное время Продолжительность учебного времени (включая праздн. дни) Праздничные дни 3. Каникулярное время II четверть III четверть IV четверть С 01 сентября по 18 октября 2020 года С 02 ноября по 31 декабря 2020 года С 11 января по 22 марта 2021 года С 29 марта по 31 мая 2021 года 8 недель и 4 дня 44 учебных дня Всего недель (за вычетом праздничных дней) 6 недель и 4 дня 8 недель и 3 дня 9 недель 4 дня, 8 недель 4 дня для 1-х классов Всего дней (за вычетом праздничных дней) 34 учебных дня 43 учебных дня 49 учебных дней Ноябрь - 20 дн. Декабрь - 23 дн. Январь - 15 дн. Февраль - 19 дн. Март - 15 дн. Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) 2. I четверть Сентябрь - 22 дн. Октябрь - 12 дн. 04 ноября - День народного единства Март – 3 дня Апрель - 22 дн. Май - 19 дн. 23 февраля - День Защитника Отечества 22 февраля – выходной день, за счет переноса на 20.02.2020, 08 марта - Международный женский день 01 мая - Праздник Весны и Труда (приходится на субботу – перенос на 03.05.2021 года), 09 мая – День Победы (приходится на воскресенье – перенос на 10.05.2021 года) С 01 июня по 31 августа 2021 года - - Продолжительност ь каникул С 19 октября по 01 ноября 2020 года С 01 января по 10 января 2021 года С 23 марта по 28 марта 2021 года. Дополнительные каникулы для первых классов, с 08.02.2021 по 14.02.2021 г. Всего дней 14 календарных дней 10 календарных дней 6 календарных дней, 13 календарных дней для первых классов 34 недели 33 недели для первых классов. 170 учебных дней 5 праздничных дней В учебном году: 30 календарных дней. 37 календарных дней для первых классов. 8 Формы проведения занятий – групповые, с использованием таких форм как: тестирование практикум по решению задач игровые занятия решение задач повышенной трудности доклады учащихся Формы промежуточной аттестации: участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» результатом (продуктом) проектной деятельности может быть: эссе, математическая газета, кроссворд, мини-проект. Литература. 1. Баранова Ю., Кисляков А. моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014. 2. Братусь Т. А., Жарковская Н.,А. Математика для всех. СанктПетербург. 3. Киселева Г.М. математика 5-6 кл. Организация познавательной деятельности. Волгоград. Учитель,2013. 4. Энциклопедия для детей «Математика» 9