цифровой подписью: Гуляева Юлия Подписано Гуляева Юлия Владимировна Владимировна Дата: 2021.07.07 19:42:36 +05'00' Целевой раздел Пояснительная записка Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека. Кружок "Деревянная игрушка" имеет важное значение в духовном развитии обучающихся, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. У обучающихся есть уникальная возможность стать участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые примут участие в выставках и украсят дома ребят. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в сердцах обучающихся искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям. Курс дополнительного образования детей «Деревянная игрушка» имеет художественно-эстетическую направленность в воспитании детей, которое занимает одно из основных мест в содержании воспитательного процесса. Цели и задачи программы Целью реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Деревянная игрушка» является формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии. Главными задачами реализации учебного курса являются: раскрыть истоки народного творчества и роль народного искусства в жизни общества; привить любовь к традиционному народному искусству; сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта; развить художественно-творческие способности учащихся; сформировать у учащихся целостное восприятие народногоискусства как части культуры народа; обучить учащихся навыкам и приёмам выпиливания лобзиком по фанере. обучить учащихся навыкам и приёмам традиционнойхудожественной обработки различных материалов. Планируемые результаты освоения программы 2 Личностными результатами являются: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметными результатами являются: проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами являются: знание истоков народного творчества и роли народного искусства в жизни общества; любовь к традиционному народному искусству; сформированность представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта; развитие художественно-творческие способности учащихся; сформированность у учащихся целостного восприятия народного искусства как части культуры народа; овладение учащимися навыками и приёмами выпиливания лобзиком по фанере. овладение учащимися навыками и приёмами традиционной художественной обработки различных материалов. 3 Содержательный раздел Содержание программы Тематический планирование по программе дополнительного образования «Деревянная игрушка» Количество часов № Название раздела, темы всего теория практика п/п 1 Вводное занятие. 1 1 0 сведения о 2 Общие 1 1 0 древесины 3 Обработка древесины 2 1 1 4 Инструменты, 2 1 1 приспособления и станки графической 5 Элементы 2 1 1 грамоты 6 Игрушки из древесины 10 1 9 7 Выпиливание из фанеры 6 1 5 8 Художественная резьба 1 1 0 9 Отделка изделий 4 1 3 10 Заключительное занятие 1 1 0 Итого 30 10 20 Содержание тематического плана: 1. Вводное занятие: Ознакомление с деятельностью кружка. Цели и задачи кружка в течение года. Обсуждение плана работ. Деревообработка одна из древнейших профессий на земле. Охрана местных богатств России. Общие правила безопасности на рабочем месте. Дисциплина и порядок во время занятий. 2. Общие сведения о древесине: Основные породы деревьев, применяемые в изготовлении мебели, архитектуре, паромных переправ, яхт и т.д. Свойства древесины различных пород. Разрезы и структурные части ствола дерева. Пороки дерева и древесины. Выбор древесины для работы. Заготовка древесины. Работа с образцами древесных пород. 3. Обработка древесины: Обработка древесины способам пиления, строжения, резанья с использованием инструмента. Сверление и долбление древесины. Техника безопасности при работе. Практическая работа: Отработка приемов техники пиления, строгания, резанья, сверления идолбления. 4. Инструменты, приспособления и станки: История создания инструмента и приспособлений. Составные части инструмента. Различные виды приспособлений. Техника безопасности. Разборка и сборка инструмента. Отработка приемов работы. 5. Элементы графической грамоты: Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Правила работы с линейкой, угольником. Разметка деталей. Применение шаблонов. Перенос рисунка по клеточкам. 6. Игрушки из древесины: История создания игрушки. Народная 4 игрушка (Богородская, Ферапонская). Декоративная игрушка. Изготовление игрушек из древесины, фанеры, корней и веток. 7. Выпиливание из фанеры: Выпиливание - как один из видов искусств. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Выпиливание игрушек, силуэтов животных, птиц, насекомых. 8. Художественная резьба: История применения художественной резьбы в народных промыслах. Понятие о контурной и геометрической резьбе. 9. Отделка изделий: Различные виды отделки. Отделочные средства и материалы (краска, лаки, морилка). Их свойства и технология применения. Техника безопасности. 10. Заключительное занятие: Подведение итогов работы за год. Просмотр выполненных работ. Организационный раздел Программа рассчитана по 30 часов для двух групп обучающихся 3-4 и 5-6 класса. Число детей, одновременно находящихся в группе от 7 до 10 человек. Согласно учебному плану дополнительного образования занятия проходят еженедельно по 1 часу в каждой группе учащихся, продолжительность занятий составляем 40 минут. Учебный план дополнительного образования детей МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год Наименование Классы Кол-во учебных групп 3-4 5-6 1 1 Направление Деревянная игрушка Количество учебных часов на одну учебную группу итого в неделю итого за уч/год 1 1 1 1 30 30 Срок освоения программы курса составляет один учебный год. Начало занятий с 01 октября 2020 года, завершение – 31 мая 2021 года. С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном учреждении, обеспечения соблюдения прав обучающихся, их родителей и педагогов, выполнения нормативно-правовых требований к организации учебной деятельности в школе организация реализации программы дополнительного образования по данному курсу осуществляется согласно утвержденному календарному учебному графику в МБОУ ООШ п.Таватуй НГО. 5 Календарный учебный график МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год (пятидневная учебная неделя). № п/п 1. Учебное время Продолжительность учебного времени (включая праздн. дни) Праздничные дни 3. Каникулярное время II четверть III четверть IV четверть С 01 сентября по 18 октября 2020 года С 02 ноября по 31 декабря 2020 года С 11 января по 22 марта 2021 года С 29 марта по 31 мая 2021 года 8 недель и 4 дня 44 учебных дня Всего недель (за вычетом праздничных дней) 6 недель и 4 дня 8 недель и 3 дня 9 недель 4 дня, 8 недель 4 дня для 1-х классов Всего дней (за вычетом праздничных дней) 34 учебных дня 43 учебных дня 49 учебных дней Ноябрь - 20 дн. Декабрь - 23 дн. Январь - 15 дн. Февраль - 19 дн. Март - 15 дн. Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) 2. I четверть Сентябрь - 22 дн. Октябрь - 12 дн. 04 ноября - День народного единства Март – 3 дня Апрель - 22 дн. Май - 19 дн. 23 февраля - День Защитника Отечества 22 февраля – выходной день, за счет переноса на 20.02.2020, 08 марта - Международный женский день 01 мая - Праздник Весны и Труда (приходится на субботу – перенос на 03.05.2021 года), 09 мая – День Победы (приходится на воскресенье – перенос на 10.05.2021 года) С 01 июня по 31 августа 2021 года - - Продолжительност ь каникул С 19 октября по 01 ноября 2020 года С 01 января по 10 января 2021 года С 23 марта по 28 марта 2021 года. Дополнительные каникулы для первых классов, с 08.02.2021 по 14.02.2021 г. Всего дней 14 календарных дней 10 календарных дней 6 календарных дней, 13 календарных дней для первых классов 34 недели 33 недели для первых классов. 170 учебных дней 5 праздничных дней В учебном году: 30 календарных дней. 37 календарных дней для первых классов. 6 Программа имеет стартовый уровень и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм материала, минимальную сложность содержания программы. Форма обучения по курсу – групповая. Занятия проводятся в виде бесед, лекций, практических заданий. Система оценки. Предпочтительными методами контроля по курсу являются практические работы. Формы промежуточной аттестации: выставки. Материально-техническое обеспечение В работе используется дидактический материал: Модели образцы, изделия образцы, шаблоны, чертежи, рисунки, учебная литература. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач используется техническое оснащение кружка. В течение учебного года формируется фонд моделей: «Автомобили» « Корабли» «Самолеты» «Игрушки» Коллекция образцов древесины, шаблонов, чертежей, рисунков, эскизов. 7