ДОП ШАХМАТЫ

Гуляева Юлия
Владимировна

Подписано цифровой подписью:
Гуляева Юлия Владимировна
Дата: 2021.07.07 19:38:09 +05'00'

1

Целевой раздел
Пояснительная записка
Один из приоритетов государственной политики в области образования –
ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и
на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных
способностей.
Данный факт нашел отражение в Национальной доктрине образования,
устанавливающей приоритет образования и государственной политике направления
его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Примечание автора) делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед» (В.В. Путин)
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит
людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных
мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения
предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать
нужную информацию, обрабатывать ее и систематизировать. И уже в школе дети
должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков
ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает
социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить , приобретении
ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем
принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие
шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках
знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток
информации и быстро осмысливать ее.
С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы
интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен
достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что
позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей
младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальнойшколы как
один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где
интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и
методов работы…» (В.А. Сухомлинский).
2

В рамках школьного образования активное усвоение детьми данного вида
деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и
эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных
качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие
игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность – всё это выгодно выделяет шахматы из большого
ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз
соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в
шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного,
дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствует появлению
устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой
жизненной ситуации.
Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных
функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и
интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются
благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии.
Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и
силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом
воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая
способами волевой регуляции, они приобретают устойчивые адаптивные качества
личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки
быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы
позволяет предотвратить возникновение в дальнейшем асоциального поведения,
приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для
подростков шахматы являются интеллектуальной формойпроведения досуга.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный
инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной
мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками, способов решения проблем творческого и поискового
характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с
поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития подростков посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи
программы
подразделяются
на
общие,
образовательные,
оздоровительные и воспитательные.
3

Общие задачи направлены на:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную
игру;
- приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
- выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
- приобретению знаний из истории шахмат;
- углублению
знаний в области шахматной игры, получению
представлений о различных тактических приёмах;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат
в частности;
- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных иэмоциональных
проявлений;
Воспитательные задачи способствуют:
- приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям;
- развитию выдержки, собранности, внимательности;
- развитию эстетического восприятия действительности;
- формированию уважения к чужому мнению.
Планируемые результаты освоения программы
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками в
процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и
предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
4

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральнойдецентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной
задачив конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
5

основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение,
вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного
предмета «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
данной программе обучающиеся должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли
шахмати их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл
инаправленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием
шахматнойигры.
В результате освоения программы «Шахматы» учащиеся должны знать /
применять:
- правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира,
какойвклад они внесли в развитие шахмат;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований,
шахматный
этикет,
а
также
какими
личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен
обладать шахматист-спортсмен;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
- приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой
6

деятельности.
- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила
хода и взятие каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть
элементарные угрозы партнёра;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачина мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём и королём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца
сзаписью своих ходов и ходов партнёра.
Содержательный раздел
Содержание программы
Настоящая программа раскрывает два основных раздела: «Теоретические
основы и правила шахматной игры» и «Практико- соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения
об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению
задач, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её
разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти
характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области
данного вида спорта.
7

Тематический планирование по программе дополнительного
образования «Шахматы»
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Кол-во часов
Название раздела/ темы
Шахматы – мои друзья.
История возникновенияшахмат
Шахматная доска
Горизонталь
Вертикаль
Диагональ
Шахматная нотация
Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на проходе
Шах и защита от шаха
Мат
Пат - ничья
Рокировка
Основные принципы игры в
начале партии
Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю
Материальное преимущество
Нарушение основных принципов игры
в начале партии
Партии-миниатюры
Запись шахматной партии
Шахматный этикет
Чемпионы мира по шахматам и
выдающиеся шахматисты мира
Шахматные приемы: «копье», «вилка»
Мат в один ход
Уничтожение
атакующей
фигуры,
защита фигуры
Шахматный прием «перекрытие»
Контрнападение
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?

Форма
аттестации /
Практика
контроля
опрос

Всего

Теория

1

1

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
расстановка
фигур
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

опрос
опрос

1
1
1
1

0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
-

опрос
опрос
опрос
беседа

1
1
1

0,5
-

0,5
1
1

1
1
1

0,5
0,5
-

0,5
0,5
1

опрос
решение задач
решение
задач
опрос
опрос
решение
задач
8

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
64
66

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Тактический приём «двойной удар»
Тактический приём «связка»
Тактический приём «ловля фигуры»
Тактический приём «сквозной удар»
Мат на последней горизонтали
Тактический приём «открытый шах»
Тактический приём «двойной шах»
Основы игры в дебюте: дебютные
ловушки
Основы игры в дебюте: атака на короля
Основы эндшпиля
Реализация большого
материального преимущества
Основы анализа шахматной партии
Миттельшпиль
Решение этюдов
«Детский мат»
«Глупый мат»
Мат в два хода
То такое «Быстрые шахматы»?
Шахматные часы
Мат в три хода

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

опрос
опрос
опрос

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
-

0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1

Разбор великих партий
Короткая и длинная рокировки
Мат в четыре хода
«Пешечная атака»
Турнир по «быстрым шахматам»
«Новогодний» шахматный турнир
Системы проведения
шахматных соревнований
Матование одинокого короля
разными фигурами(повторение)
Тактические комбинации и
приёмы «связка», «сквознойудар»
Тактические комбинации и приёмы
«двойной удар», «ловля фигуры»
(повторение)
Тактические комбинации и
приёмы «двойной шах»
Тактические комбинации и приёмы
«открытый шах» (повторение)
Мат ферзём и королём
одинокому королю
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Тактический приём «завлечение»
Тактический приём «отвлечение»
Тактический
приём
«уничтожение
защиты»
Тактический приём «спёртый мат»
Сочетание тактических приёмов
Конкурс решения позиций:

1
1
1
1
1
1
1

1
0,5
0,5
0,5
1

0,5
1
0,5
1
0,5
-

опрос
опрос
решение задач
опрос
опрос
решение задач
опрос
опрос
решение
задач
опрос
опрос
решение задач
опрос
турнир
турнир
опрос

1

-

1

опрос

1

-

1

опрос

1

-

1

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

-

1

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

-

1

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

опрос
опрос
опрос

1
1
1

0,5
0,5
-

0,5
0,5
1

опрос
опрос
решение

решение задач

9

77
78
79
80
81
82
83
84
85

86
87
88
89
90
91

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111

как бы вы сыграли?
Борьба за инициативу
Основы
дебюта:
атака
на
не
рокировавшегосякороля
Атака на рокировавшегося короля
Основы анализа шахматной партии:
выбери ход и найди план
Основы
пешечного
эндшпиля:
проходная пешка, правило квадрата
Основы пешечного эндшпиля: крайняя
пешка, «отталкивание плечом»
Основы
пешечного
эндшпиля:
оппозиция и ключевые поля
Основы пешечного эндшпиля: король с
пешкой против короля с пешкой
Основы пешечного эндшпиля: король
противпешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические позиции пешечного
эндшпиля: ферзьпротив пешки
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Сыграй как чемпион мира. Партия В.
Крамник – Д. Садвакасов
Сыграй как чемпион мира. Партия В.
Ананд – М. Карлсен
Весенний шахматный турнир
История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в
России
Основные принципы игры в дебюте
Перевес в развитии фигур
Атака на короля
Перевес в пространстве
Оценка позиции
План игры
Выбор хода
Открытые дебюты
Полуоткрытые дебюты
Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический приём «мельница»
Тактический приём «перекрытие»
Тактический приём «рентген»
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Анализ шахматной партии: выбери ход
Простейшие ладейные эндшпили
Ладьи с пешкой и королём против
ладьи и короля
Тактический прием «построение моста»
Тактический прием «отталкивание
плечом»

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

задач
опрос
опрос

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

опрос
опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос

1

-

1

1

-

1

решение
задач
анализ

1

-

1

анализ

1
1

1

1
-

турнир
опрос

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
решение
задач
анализ
опрос
опрос

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

опрос
опрос
10

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121 124
125129
130
131
132
133
134
135
136

Позицией Лусены
Позицией Филидора
Простейшие легко-фигурные окончания
Мат двумя слонами одинокому королю
Простейшие легко-фигурные окончания
Конкурс решения позиций: как бы вы
сыграли?
Мат конём и слоном одинокому королю
Роль шахмат в жизни человека.
Как стать сильным шахматистом
Отборочные соревнования («быстрые
шахматы)
Отборочные соревнования в
классах («классическиешахматы)
Четвертьфинал (быстрые шахматы)
Четвертьфинал (классические шахматы)
Полуфинал (быстрые шахматы)
Полуфинал (классические шахматы)
Турнир «Быстрые шахматы» (финал)
Шахматный турнир (финал)
Шахматный праздник

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
решение
задач
опрос
беседа
видеопросмотр
турнир

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1
1
1
4

0,5
1
1
-

0,5
4

5

-

5

турнир

1
1
1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1

турнир
турнир
турнир
турнир
турнир
турнир
праздник

11

Содержание тематического плана:
№
Тема урока
занятия
1
Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат
2

Шахматная доска

3

Горизонталь

4

Вертикаль

5

Диагональ

6

Шахматная нотация

7
8

Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья

9

Слон

10

Ферзь

11

Конь

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на проходе
Шах и защита от шаха
Мат
Пат - ничья
Рокировка
Основные принципы
игры в начале партии
Мат двумя ладьями
одинокому королю

23

Содержание урока
Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия
«шахматная игра», рассказ об истории возникновения
данного понятия и шахматной игры в целом
Знакомство детей с новым понятием «шахматная доска»,
белыми и чёрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
Обозначение
вертикалей,
горизонталей,
полей,
шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
ладьи по доске: ход и взятие, раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
слона по доске: ход и взятие, введение и раскрытие
понятий «белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ферзь», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «конь», её местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятие пешкой
Правила превращения пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной партии
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
12

24
25
26

27
28
29
30

31
32
33

34
35
36
37

38

39
40
41
42

43

44

45

Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю
Материальное
преимущество
Нарушение основных
принципов игры в начале
партии
Партии-миниатюры
Запись шахматной
партии
Шахматный этикет
Чемпионы мира по шахматам
и выдающиеся шахматисты
мира

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
Определение материального преимущества,
реализация материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время
соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Беседа о возможности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
Шахматные приемы:
Изучение приемов: «копье» (при помощи
«копье», «вилка»
слона, ладьи), «вилка» (при помощи коня и слона)
Мат в один ход (повторение) Повторение материала
Уничтожение атакующей
Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
фигуры, защита фигуры
такими действиями против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Шахматный прием
Знакомство с одним из видов защиты в
«перекрытие»
шахматной партии – перекрытием
Контрнападение
Знакомство с еще одним видом защиты в
шахматной партии – контрнападением
Конкурс решения
Отработка на практике тактических приёмов, пройденных
позиций: как бы вы сыграли? на уроках 5, 6
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар»
«двойной удар», способами нанесения двойного удара
различными фигурами
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом
«связка»
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на связку
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом «ловля
«ловля фигуры»
фигуры» и способами его применения
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар»
«сквозной удар» и способами его применения
Мат на последней
Слабость последней горизонтали,
горизонтали
«форточка»
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах»
«открытый шах» и способами его практического
применения
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах»
«двойной шах» и способами его практического
применения
Основы игры в дебюте:
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
дебютные ловушки
знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»
Основы игры в дебюте:
Знакомство с таким методом игры в
13

46

атака на короля
Основы эндшпиля

49

Реализация большого
материального
преимущества
Основы анализа
шахматной партии
Миттельшпиль

50
51
52

Решение этюдов
«Детский мат»
«Глупый мат»

53
54

Мат в два хода
То такое «Быстрые
шахматы»?
Шахматные часы
Мат в три хода
Разбор великих партий
Короткая и длинная
рокировки
Мат в четыре хода
«Пешечная атака»
Турнир по «быстрым
шахматам»
«Новогодний»
шахматный турнир
Системы проведения
шахматных соревнований

47

48

55
56
57
58
59
60
61
62
63

64

65

66

67
68

дебюте, как атака на короля партнёра
Знакомимся
с
такими
способами
реализации
преимущества, как игра на мат, размен одноимённых
фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация
преимущества». Учимся реализовывать
большое материальное преимущество
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Знакомимся с термином, означающим
середину партии
Решаем этюды, интересные позиции
Учимся ставить «детский мат»
Разбираем «глупый мат». Как не совершить
ошибку в дебюте партии
Практикуем завершение партии в два хода
Знакомимся с форматом соревнований
«быстрые шахматы» и пробуем в них играть
Беседа на тему «Для чего нужны в шахматах часы»?
Практикуем завершение партии в три хода
Разбираем шахматные партии великих гроссмейстеров
Учимся рокировать короля в длинную и короткую
стороны
Практикуем завершение партии в четыре хода
Играем в шахматы – пешками!
Соревнуемся друг с другом
Соревнуемся друг с другом

Беседа о возможности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом об истории возникновения
шахматных соревнований, изучение различных систем
проведения шахматных соревнований
Матование одинокого короля Повторение материала второго года обучения.
разными фигурами
Разыгрывание позиций, решение позиций
(повторение)
на мат в два хода
Тактические комбинации и
Повторение материала
приёмы «связка», «сквозной
удар»
Тактические комбинации и
Повторение материала
приёмы «двойной удар»,
«ловля фигуры» (повторение)
Тактические комбинации и
Повторение материала
приёмы «двойной шах»
Тактические комбинации и
Повторение материала
приёмы «открытый шах»
(повторение)
14

69
70
71
72
73

Мат ферзём и королём
одинокому королю
Конкурс решения
позиций: как бы вы сыграли?
Тактический приём
«завлечение»
Тактический приём
«отвлечение»
Тактический приём
«уничтожение защиты»

74

Тактический приём
«спёртый мат»

75

Сочетание тактических
приёмов
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Борьба за инициативу

76
77
78

Основы дебюта: атака на не
рокировавшегося короля

79

Атака на рокировавшегося
короля

80

Основы анализа шахматной
партии: выбери ход и найди
план
Основы пешечного
эндшпиля: проходная пешка,
правило квадрата
Основы пешечного
эндшпиля: крайняя пешка,
«отталкивание плечом»
Основы пешечного
эндшпиля: оппозиция и
ключевые поля

81

82

83

84

85

86

Основы пешечного
эндшпиля: король с пешкой
против короля с пешкой
Основы пешечного
эндшпиля: король против
пешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические позиции
пешечного эндшпиля: ферзь
против пешки

Техника матования одинокого короля
ферзём и королём
Отработка на практике материала уроков
21-25
Знакомство с новым тактическим приёмом
«завлечение фигур под тактический удар»
Знакомство с новым тактическим приёмом
«отвлечение фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом
«уничтожение защиты», способом его применения в
практической игре; рассмотрение и анализ типичных
позиций на данную тему
Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор
классической партии на применение приёма «спёртый
мат»
Просмотр партий на тему «сочетания
различных тактических приёмов»
Отработка на практике материала уроков
71-72
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Знакомство со способами атаки на короля, который не
успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,
быстрое развитие, мобилизация фигур
Знакомство со способами атаки на короля, который
сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия
пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты
Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор
партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира
Знакомство с элементарными пешечными окончаниями:
пешка против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство с элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи
своего короля, «отталкивание плечом»
Повторение материала: игра пешки против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля; введение
новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного
цугцванга», «ключевые поля»
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных
и слабых
сторон
Знакомство с теоретическими позициями пешечного
эндшпиля: король и две пешки против короля,
особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и
15

87
88

89

90
91

92
93
94

95
96
97
98

99
100
101
102
103
104
105
106

107

g
Конкурс решения
Отработка на практике материала уроков
позиций: как бы вы сыграли? 20-26
Сыграй как чемпион мира.
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
Партия В. Крамник – Д.
ходов
Садвакасов
Сыграй как чемпион мира.
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
Партия В. Ананд – М.
ходов
Карлсен
Весенний шахматный
Игровая практика
турнир
История появления шахмат
Беседа о важности соблюдения правил техники
на Руси.
безопасности на занятиях по шахматам.
Зарождение шахматной
Знакомство с материалом об истории появления шахмат
культуры в России
на Руси, о том, как в России начала формироваться
шахматная культура
Основные принципы игры в Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями:
дебюте
роль центра, создание численного превосходства
Перевес в развитии
Раскрытие понятия «мобилизация фигур
фигур
для получения численного превосходства»
Атака на короля
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и
разносторонней рокировках, а также плана атаки на
короля,
оставшегося в центре
Перевес в пространстве
Способы игры при пространственном перевесе, способы
достижения пространственного перевеса
Оценка позиции
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы
правильно оценить позицию во время шахматной партии
План игры
Разбор схемы моделирования плана игры,
раскрытие цели планирования
Выбор хода
Алгоритм
выбора
хода,
форсированные
и
нефорсированные варианты, профилактика. Учимся
думать за партнёра
Открытые дебюты
Многообразие открытых дебютов,
Итальянская партия, защита двух коней
Полуоткрытые дебюты
Многообразие полуоткрытых дебютов.
Сицилианская защита, Французская защита
Закрытые дебюты
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
Гамбиты
Королевский гамбит
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом
«мельница»
«мельница». Решение дидактических заданий
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом
«перекрытие»
«перекрытие». Решение дидактических заданий
Тактический приём
Знакомство с тактическим приёмом
«рентген»
«рентген». Решение дидактических заданий
Конкурс решения позиций:
Отработка на практике материала уроков 99-100
как бы вы
сыграли?
Анализ шахматной
Разбор и анализ партий чемпионов мира и
партии: выбери ход
ведущих шахматистов мира
16

108
109

110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121 124
125129

130
131
132
133
134
135
136

Простейшие ладейные
эндшпили
Ладьи с пешкой и королём
против ладьи и
короля
Тактический прием
«построение моста»
Тактический прием
«отталкивание плечом»
Позицией Лусены
Позицией Филидора
Простейшие легкофигурные окончания
Мат двумя слонами
одинокому королю
Простейшие легкофигурные окончания
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Мат конём и слоном
одинокому королю
Роль шахмат в жизни
человека.
Как стать сильным
шахматистом
Отборочные
соревнования в классах
(«быстрые шахматы)
Отборочные
соревнования в классах
(«классические
шахматы)
Четвертьфинал
(быстрые шахматы)
Четвертьфинал
(классические шахматы)
Полуфинал (быстрые
шахматы)
Полуфинал
(классические шахматы)
Турнир «Быстрые
шахматы» (финал)
Шахматный турнир
(финал)
Шахматный праздник

Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями
Способы защиты за слабейшую сторону и способы игры
на выигрыш за сильнейшую
сторону
Изучение приёма «построение моста»
Изучение приёма «отталкивание плечом»
Знакомство с позицией Лусены
Знакомство с позицией Филидора
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями
Техника матования двумя слонами
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями
Отработка на практике материала урока
110-111
Техника матования слоном и конём
Беседа на тему «Зачем учиться шахматной игре»
Советы чемпионов мира юным шахматистам.
Игровая практика
Игровая практика

Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика,
просмотр мультфильмов про шахматы

17

Организационный раздел
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для учащихся 5-9 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 1 года (136 часов: 34 недели по 4 часа в неделю
(продолжительность занятия 40 минут).
Учебный план
дополнительного образования детей
МБОУ ООШ п.Таватуй НГО
на 2020-2021 учебный год

Направление
Физкультурноспортивная
направленность

Наименование

Шахматы

Классы

Кол-во
учебных
групп

5-9

1

Количество учебных
часов
на одну
учебную
группу

итого в
неделю

итого за
уч/год

4

4

136

С целью обеспечения единства образовательной деятельности в
образовательном учреждении, обеспечения соблюдения прав обучающихся, их
родителей и педагогов, выполнения нормативно-правовых требований к
организации учебной деятельности в школе организация реализации программы
дополнительного образования по данному курсу осуществляется согласно
утвержденному календарному учебному графику в МБОУ ООШ п.Таватуй НГО.

18

Календарный учебный график МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год
(пятидневная учебная неделя).
№
п/п

1.

Учебное время

Продолжительность
учебного времени
(включая праздн. дни)

Праздничные дни

3.

Каникулярное время

II четверть

III четверть

IV четверть

С 01 сентября
по 18 октября
2020 года

С 02 ноября
по 31 декабря
2020 года

С 11 января
по 22 марта 2021 года

С 29 марта
по 04 июня 2021 года

8 недель и 4 дня

Всего недель
(за вычетом
праздничных дней)

6 недель и 4 дня

8 недель и 3 дня

9 недель 4 дня,
8 недель 4 дня
для 1-х классов

Всего дней
(за вычетом
праздничных дней)

34 учебных дня

43 учебных дня

49 учебных дней

44 учебных дня

Ноябрь - 20 дн.
Декабрь - 23 дн.

Январь - 15 дн.
Февраль - 19 дн.
Март - 15 дн.

Март – 3 дня
Апрель - 22 дн.
Май - 19 дн.

23 февраля - День Защитника
Отечества
22 февраля – выходной день, за
счет переноса на 20.02.2020,
08 марта - Международный
женский день

01 мая - Праздник Весны и
Труда
(приходится на субботу –
перенос на 03.05.2021 года),
09 мая – День Победы
(приходится на воскресенье –
перенос на 10.05.2021 года)
С 01 июня
по 31 августа
2021 года

Дней по месяцам
(за вычетом
праздничных дней)

2.

I четверть

Сентябрь - 22 дн.
Октябрь - 12 дн.

04 ноября - День
народного
единства

-

-

Продолжительност
ь каникул

С 19 октября
по 01 ноября
2020 года

С 01 января
по 10 января
2021 года

С 23 марта
по 28 марта 2021 года.
Дополнительные каникулы для
первых классов, с 08.02.2021 по
14.02.2021 г.

Всего дней

14 календарных
дней

10 календарных
дней

6 календарных дней,
13 календарных дней для первых
классов

34 недели
33 недели для
первых классов.

170 учебных
дней

5 праздничных
дней

В учебном году:
30 календарных
дней.
37 календарных
дней для первых
классов.

Уровневость общеразвивающей программы
«Стартовый уровень» (с последующим стремлением к «Продвинутому уровню»).
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Форма обучения
Индивидуально-групповая
Виды занятий
Теоретическая (беседа, лекция), практико-соревновательная (турниры,
праздники, мастер-классы, конкурсы решения позиций).
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой
деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную
деятельность, шахматные праздники.
Формы промежуточной аттестации
Опрос, анализ, решение этюдов, решение задач-позиций, турниры, конкурсы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и
методическими рекомендациями авторов Е.А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник
для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально
допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных
пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Технические средства обучения
Портативный компьютерМузыкальный центр Сканер
Принтер
Копировальный аппарат
Экранно-звуковые пособия
Аудиовизуальные пособияАудиозаписи музыкальные
Компьютерные шахматные программы
Учебно-практическое оборудование
Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур
Шахматные часы

20

Список литературы
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П.
Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной
игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература,
1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М.
Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В.Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература,
1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод, материал для
работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980. Сухин И. Г.
Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет / И. Г. Сухин.
– М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. Центр
Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель: АСТ,
2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе / сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».