цифровой подписью: Гуляева Юлия Подписано Гуляева Юлия Владимировна Владимировна Дата: 2021.07.07 19:37:19 +05'00' 1 Целевой раздел Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Основные Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об характеристики образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный рограммы закон № 273) (ст.2, ст.12, ст.75). Порядок Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75); проектирования Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Комитета по образованию. Условия Федеральный закон № 273-ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 реализации ст.14; ст.15; ст.16; ст.33, ст.34, ст.75); Содержание программы Федеральный закон № 273-ФЗ (п.9, 22, 25 ст.2; п.5 ст.12; п.1, п.4 ст.75); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р Организация Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.15, ст.16, ст.17; ст.75); образовательног о Приказ Министерства просвещения Российской процесса Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ; Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника и детей подросткового возраста. Острой проблемой современности является низкий уровень культуры в нашем обществе. Идейные, нравственные, гражданские идеалы прошлого либо поруганы, либо утеряны. Молодое поколение растет без крепкого фундамента ценностных ориентаций. Пугающей тенденцией является направленность личности в основном на материальные ценности и пренебрежение эстетическими, духовными, нравственными идеалами. Одна из причин появления подобной тенденции является проблема отсутствия организации развивающего досуга подрастающего поколения. Согласно результатам исследования образ жизни подростков носит преимущественно пассивный характер. Наиболее любимая организация досуга у 70% детей – это просмотр телепередач и встречи с друзьями, две трети увлекаются прослушиванием музыкальных записей и просмотром видео. Активные 2 формы организации свободного времени занимают весьма небольшое место. «Ничегонеделание» - этот вид отдыха наиболее популярен. Поскольку общеобразовательные школы усиленно заняты, в основном, образованием, школы искусств, музыкальные и спортивные школы строго профилированы на детей одаренных в том или ином виде деятельности, то одним из «лучиков», ведущих к решению перечисленных выше проблем, являются детские объединения по интересам. Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной и полезной деятельности. Данная программа как раз и направлена на организацию свободного времени детей путём приобщения их к музыкальной культуре. Музыкальное искусство существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. У современного человека имеется возможность изучать наследство мировой музыкальной культуры и сделать его своим духовным достоянием. Классическая музыка – это музыка универсума о сближении человека и человечества, вечных ценностях человеческих чувств, об идеалах человеческой жизни. Это встреча человеческой Вселенной и Вселенной в целом. Вечные вопросы жизни и смерти, добра и зла. Наши дети должны уметь быть серьезными. Культура созерцания, сосредоточенности, просто задумчивости имеет непреходящую ценность для человека. И если хочешь узнать себя, побыть с собой наедине, если хочешь вырасти в этом знании и научиться уважать человека в себе и в других, начнешь вслушиваться в настоящую музыку. Охватывая огромные пласты мировой музыкальной культуры, погружаясь все глубже в наиболее содержательные и сложные произведения композиторов прошлого и настоящего, мы не должны забывать о том, что легкая музыка, музыка отдыха и развлечения – оперетта, танцевальная музыка, эстрадная песня, джаз, поп-музыка – тоже заключают в себе немало интересных и волнующих образов, что в ней, как и в классической музыке, заложено много обаяния, красоты, таланта и мастерства. Нельзя забывать о престижной функции современного рока и поп музыки. Компетентность в этих вопросах для подростков важна. Преподаватель не обязан разделять все музыкальные увлечения молодежи, но он должен знать каковы они и учитывать их в своей работе. Дискотеки, обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на инструментах, эстрадный вокал – все это способствует молодежному общению и повышает общий уровень культуры. Цели и задачи программы Цель - воспитание устойчивого позитивного отношения ребёнка к миру через призмумузыкального искусства. Задачи: Воспитывающие: реализация эстетического направления воспитания; 3 формирование певческой культуры; воспитание поведения ребёнка в коллективе, коммуникативных качеств личности; воспитание любви к родной природе посредством песенного творчества; воспитание сценической выдержки; создание условий для самоутверждения личности на сцене; воспитание веры в свои силы; профилактика самовольных уходов из учреждения, правонарушений. Образовательные: изучение музыкальной грамоты; накопление знаний, умений и навыков в области песенного творчества; формирование навыков исполнительского мастерства; формирование речевой культуры посредством вокала. Развивающие: развитие мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, приобретение навыков пения в ансамбле; развитие эмоциональной сферы ребёнка; развитие творческих способностей; развитие эстетических чувств. развитие моторики (при помощи кубиков-головоломок и игре на деревянных ложках), способствующей игре на разных музыкальных инструментах. Планируемые результаты освоения программы Личностные: - формирование певческой культуры, художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству. выявление и раскрытие творческих способностей учащихся. приобщение учащихся к здоровому образу жизни. воспитание чувства товарищества, личной ответственности. воспитание в образовательном процессе таких качеств личности как: мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; формирование навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация. Метапредметные: развитие творческой инициативы учащихся. развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования. физическое развитие органов дыхания, артикуляционного аппарата, 4 улучшение осанки. Предметные: формирование навыков игры на музыкальных инструментах. формирование умения петь сольно и хором. умение петь без дирижёра, петь ансамблевым пением. Ценностные ориентиры содержания программы Занятия объединения дополнительного образования «Музыкальный калейдоскоп», как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Содержательный раздел Содержание программы Содержание изучаемого курса общеобразовательной программы дополнительного образования «Музыкальный калейдоскоп» включает разделы, изучение которых равномерно распределено по всему учебному году. Кол-вочасов № Раздел 1. Основы музыкальной грамоты 2. Основы игрына фортепиано Теория Практика Всего 34 2 6 34 8 3. Поведение артиста на сцене 4. Сценическое движение. Танец (артистизм) 5. Хоровое пение 6. Эстрадное пение (сольное и в ансамбле) 4 4 13 13 17 17 2 2 15 15 17 17 7. Фольклор (народное пение, игра на ложках) 1 8 9 Формы аттестации/ контроля опрос, тест Технический зачет наблюдение технический зачет концерт технический зачет тест 5 8. Музыкальные состязания 9. Концерты, мероприятия, выступления Итого: 0 0 9 8 9 8 49 87 136 тест отчетный концерт 136 ч. Содержание разделов: Тема № 1. «Основа музыкальной грамоты». Теория: Изучаем ноты, октавы, длительности, мажор и минор, размер и такт, ритм и прочее. Тема № 2. «Основы игры на фортепиано». Теория: Знакомимся с инструментом. Учимся читать ноты с листа, Практика: Пробуем играть небольшие произведения. Тема № 3. «Поведение артиста на сцене». Теория: Изучаем и формируем сценическую культуру, поведение на сцене. Учим скороговорки. Смотрим на поведение известных артистов на сцене (видео). Практика: Работаем над сценическим образом. Устраняем сценические зажимы и страх перед зрителями. Оттачиваем технику речи. Тема № 4. «Сценическое движение. Танец». Теория: Изучаем опорно-двигательную систему человека. Знакомимся с жанрами и направлениями танца. Ищем способы применения их в своем творчестве. Сравниваем. Практика: Осуществляем общую хореографическую подготовку. Развиваем артистичность. Пытаемся выразить мысли и чувства при помощи танца и пантомимы. Тема № 5. «Хоровое пение». Теория: Изучаем устройство голосового аппарата. Знакомимся с типами и основными терминами голосового звукоизвлечения (многоголосие, вокализ, акапелла) Практика: Развиваем речевой аппарат и певческий голос. Формируем правильный певческий звук. Расширяем звуковысотный диапазон. Поем хором и группами (трио, дуэт, квартет) Тема № 6. «Эстрадное пение (сольное и в ансамбле)». Теория: Изучаем историю возникновения жанра. Знакомимся с лучшими представителями этого жанра. Практика: Формируем вокальные навыки эстрадного пения. Тренируем певческое дыхание, дикцию. Поем сольно и в ансамбле. Учимся работать с микрофоном. Тема № 7. «Фольклор (народное пение, игра на ложках)». Теория: Знакомимся с народным стилем пения и народными музыкальными инструментами. Практика: Поем русские-народные песни. Играем в шумовом оркестре народных инструментов (на деревянных ложках, бубнах, трещетках и т.д.). 6 Тема № 8. «Музыкальные состязания». Практика: Проводим импровизированные рэп-батлы, музыкальные «ринги» и командные вокальные состязания. Тема № 9. «Концерты, мероприятия, выступления». Практика: Участвуем в праздничных концертах: «День пожилого человека», «День учителя», «День матери. «Новый год», «23 февраля», «8 Марта», «День победы» и в ежегодном фестивале «Таватуйский соловей». Календарно-тематическое планирование по программе № темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Кол-во часов Название раздела/ темы Знакомство с речевым аппаратом Ноты. Цветовая гамма Музыкальные игры Самый первый музыкальный инструмент - голос Работа над дыхательным аппаратом Мелодия Музыкальный слух (проверка) Игра на деревянных ложках Скрипичный и басовый ключи Работа с голосовым аппаратом Мажор и минор Волшебная цифра 7. Семь дней недели, семь нот, семь цветов Ритмический рисунок Музыка и песни родного края Игровые приемы “Ритмическое эхо”, “Парад звезд” Музыкальные состязания. Рэп-батл Колорит и динамика Тембры голосов Поём, танцуя Пение по “цепочке”, пение “про себя” Смена дыхания в процессе пения Работа с голосовым аппаратом Игра в шумовом оркестре Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Осенние краски в музыке. Звуки осени Взаимоотношение гласных и согласных в пении Работа с микрофоном Игровые приемы “Свечи”, “Артикуляционная разминка” Название октав и их расположение Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 Форма аттестации / контроля опрос опрос наблюдение наблюдение 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 1 - опрос наблюдение выступление опрос наблюдение опрос опрос 1 1 1 0,5 0,5 - 0,5 0,5 1 тест беседа наблюдение 1 1 1 1 1 1 0,5 - 1 0,5 1 1 концерт опрос опрос выступление наблюдение 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 наблюдение наблюдение выступление наблюдение 1 - 1 выступление 1 1 - опрос 1 0,5 0,5 опрос 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение наблюдение 1 1 - беседа 7 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 на клавиатуре. Формирование навыков сценического поведения Музыкальные «поединки» вокалистов Коллективное пение. Дуэт Занятие на инструменте. Фортепиано Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Живые нотки Игра в четыре руки Навыки пения сидя и стоя Пойте и играйте Народный фольклор. Частушки Работа с голосовым аппаратом Игра на деревянных ложках Акапелльное пение Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Игровые приемы “Эхо”, “Импровизационный концерт” Формирование навыков сценического поведения Пение под метроном Фортепиано. Игра на черных клавишах Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Выработка активного унисона Игра в шумовом оркестре Дудочка – инструмент пастушка Пение шепотом. Работа с голосовым аппаратом Способы самовыражения, интерпретации Работа с микрофоном Балалайка – три струны! Рисуем, слушаем, играем Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Музыкальные пародии Игровые приемы «Парад звезд» Новогодний фейерверк. Песни Новогодний фейерверк. Танцы Новогодний калейдоскоп Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Звериная гамма. Поем гамму голосами животных Современные ритмы. Бит-бокс Музыкальный луч. Инструменты будущего Игра на деревянных ложках 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 - концерт 1 1 - 1 1 выступление исполнение 1 - 1 выступление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 - 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 опрос исполнение исполнение исполнение выступление наблюдение выступление исполнение технический зачет выступление 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 - 1 1 исполнение исполнение 1 - 1 выступление 1 1 1 1 0,5 0,5 - 0,5 1 0,5 1 наблюдение выступление опрос исполнение 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 0,5 - 0,5 1 исполнение наблюдение 1 - 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 технический зачет концерт исполнение выступление выступление концерт исполнение 1 - 1 исполнение 1 1 1 1 - выступление опрос 1 - 1 выступление 8 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 Я играю на гармошке… Игра на инструменте под метроном Работа с голосовым аппаратом 1 1 0,5 - 0,5 1 опрос исполнение 1 - 1 Фольклор. Песня «Ой, мороз, мороз»! Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Формирование навыков сценического поведения Музыкальные «поединки» вокалистов Разучиваем песни «О папе», «Бескозырка» Коллективное пение. Трио Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Хороводные песни. Поем и танцуем Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Работа с микрофоном Работа с голосовым аппаратом Авторская песня. Гитара Сочини частушку! Пение нон легато и легато Колыбельные песни. Народные попевки Разучивание песни к 8 Марта Игра в шумовом оркестре Формирование навыков сценического поведения Музыкальные состязания. Рэпбатл Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Бэк-вокал. Подпевки Образ в музыке самого родного человека Пение под метроном Музыкальные пародии Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Игра на деревянных ложках Работа с голосовым аппаратом Формирование навыков сценического поведения Коллективное пение. Квартет Я – артист! Музыкальные «поединки» вокалистов Юмор в музыке Музыкальные инструменты из бытовых предметов 1 - 1 технический зачет опрос 1 - 1 1 0,5 0,5 технический зачет наблюдение 1 - 1 выступления 1 - 1 исполнение 1 1 - 1 1 1 0,5 0,5 исполнение технический зачет исполнение 1 - 1 выступление 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 исполнение наблюдение опрос исполнение исполнение опрос 1 1 1 0,5 1 1 0,5 исполнение выступление наблюдение 1 - 1 концерт 1 - 1 выступление 1 1 0,5 1 0,5 - исполнение беседа 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 0,5 исполнение выступления технический зачет выступления наблюдение наблюдение 1 1 1 0,5 - 1 0,5 1 исполнение опрос выступления 1 1 1 0,5 0,5 беседа опрос 9 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131134 135136 Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» Фортепиано, рояль, синтезатор Я – композитор! Моя первая аудиозапись 1 - 1 выступления 1 1 1 0,5 0,5 - 0,5 0,5 1 Формирование навыков сценического поведения Игра в четыре руки Разучивание песен «Прадедушка», «С чего начинается Родина» Работа с голосовым аппаратом Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Игра в шумовом оркестре Песни из детских кинофильмов. Пение за персонажей Игра на инструменте под метроном Коллективное пение Ансамбль Патриотические инструменты. Барабан и горн Музыкальные состязания. Рэпбатл Эстрадное пение. Упражнение «Караоке» «Блестят ордена и слезы» Уральская природа Коллективное пение Многоголосие Серенада. Инсценировка песни Игра на деревянных ложках Озвучивание мульт. персонажей Маэстро, вы – волшебник! Музыкальные пальцы. Собираем кубики под классику Инструментальная музыка Фортепианный концерт Пение на свежем воздухе Подготовка номеров к песенному фестивалю «Таватуйский соловей» Ежегодный песенный фестиваль «Таватуйский соловей» 1 0,5 0,5 опрос опрос технический зачет исполнение 1 1 - 1 1 исполнение исполнение 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 наблюдение технический зачет исполнение исполнение 1 - 1 исполнение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 - 1 выступление Беседа, исполнение выступление 1 - 1 выступление 1 1 1 0,5 1 - 0,5 1 концерт беседа исполнение 1 1 1 1 1 0,5 1 - 0,5 1 1 0 1 1 1 1 4 0,5 - 0,5 1 1 4 исполнение исполнение исполнение беседа технический зачет опрос выступление исполнение исполнение 2 - 2 концерт Организационный раздел Курс дополнительного образования «Музыкальный калейдоскоп», согласно учебному плану дополнительного образования в МБОУ ООШ п.Таватуй НГО, реализуется из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов за учебный год. 10 Учебный план дополнительного образования детей МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год Направление Наименование ХудожественноМузыкальный эстетическая калейдоскоп направленность Классы Кол-во учебных групп 1-4 1 Количество учебных часов на одну итого итого в учебную за неделю группу уч/год 4 4 136 Срок освоения программы курса составляет один учебный год. С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном учреждении, обеспечения соблюдения прав обучающихся, их родителей и педагогов, выполнения нормативно-правовых требований к организации учебной деятельности в школе организация реализации программы дополнительного образования по данному курсу осуществляется согласно утвержденному календарному учебному графику в МБОУ ООШ п.Таватуй НГО. 11 Календарный учебный график МБОУ ООШ п.Таватуй НГО на 2020-2021 учебный год (пятидневная учебная неделя) № п/п 1. Учебное время Продолжительность учебного времени (включая праздн. дни) Праздничные дни 3. Каникулярное время II четверть III четверть IV четверть С 01 сентября по 18 октября 2020 года С 02 ноября по 31 декабря 2020 года С 11 января по 22 марта 2021 года С 29 марта по 31 мая 2021 года 8 недель и 4 дня Всего недель (за вычетом праздничных дней) 6 недель и 4 дня 8 недель и 3 дня 9 недель 4 дня, 8 недель 4 дня для 1-х классов Всего дней (за вычетом праздничных дней) 34 учебных дня 43 учебных дня 49 учебных дней 44 учебных дня Ноябрь - 20 дн. Декабрь - 23 дн. Январь - 15 дн. Февраль - 19 дн. Март - 15 дн. Март – 3 дня Апрель - 22 дн. Май - 19 дн. 23 февраля - День Защитника Отечества 22 февраля – выходной день, за счет переноса на 20.02.2020, 08 марта - Международный женский день 01 мая - Праздник Весны и Труда (приходится на субботу – перенос на 03.05.2021 года), 09 мая – День Победы (приходится на воскресенье – перенос на 10.05.2021 года) С 01 июня по 31 августа 2021 года Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) 2. I четверть Сентябрь - 22 дн. Октябрь - 12 дн. 04 ноября - День народного единства - - Продолжительност ь каникул С 19 октября по 01 ноября 2020 года С 01 января по 10 января 2021 года С 23 марта по 28 марта 2021 года. Дополнительные каникулы для первых классов, с 08.02.2021 по 14.02.2021 г. Всего дней 14 календарных дней 10 календарных дней 6 календарных дней, 13 календарных дней для первых классов 34 недели 33 недели для первых классов. 170 учебных дней 5 праздничных дней В учебном году: 30 календарных дней. 37 календарных дней для первых классов. Уровень освоения программы: базовый. Основные принципы реализации программы: индивидуальный подход к каждому участнику кружка. Он реализуется с помощью специальных методик: выявление качества голосов; наблюдение за развитием; определение уровня певческих умений: пение с голоса, пение с модуляцией, пение без сопровожденных характеристик певческих ения и др.; наблюдение за уровнем развития музыкального слуха, памяти, эмоциональной отзывчивости и др. системно-деятельностный подход. Основные методы и подходы реализации программы: стилевой подход широко применяется в программе, т.к. нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы (тематики, вокального материала, видов деятельности). Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии. метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает воспитанникам способность умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Адресат программы: возраст учащихся: 7 – 11 лет, независимо от пола; принимаются учащиеся, заинтересованные в творческой деятельности и развитии художественной культуры; наличие базовых знаний не требуется; отбор учащихся по наличию певческих способностей не производится; наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы не требуется; учащиеся принимаются при отсутствии медицинских противопоказаний. Условия формирования групп, количество детей в группе Программа «Музыкальный калейдоскоп» предназначена для детей и подростков 7-16 лет. По норме наполняемости – не менее 10 человек. Максимальное наполнение группы – 20 человек. Отбора учащихся по наличию певческих способностей не производится. Возможен приём в группу в течение года. Формы проведения занятий: разучивание, репетиция, творческая работа, творческая встреча, конкурс, концерт. Процесс занятия включает в себя: распевку; пение; работу с инструментом; работу над музыкальными произведениями. Методы и приёмы используемые на занятиях: Словесные (беседа, анализ музыкального произведения, устное изложение материала). Наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов. Исследовательские (участие детей в коллективном поиске средств художественной выразительности, самостоятельная творческая деятельность). Кроме того, в работе используются виды работ: работа по группам, работа по голосам и работа целого коллектива (проведение общих репетиций, благотворно влияющих в свою очередь на сплочение коллектива). Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, и т.п.); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности). Формы контроля: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, зачет, контрольная работа, конкурс, концерт, соревнование, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях. Формы промежуточной аттестации зачет, творческая работа, конкурс, фестиваль, итоговый концерт коллектива обучающихся. Форма подведения итогов по каждой теме, разделу: № Тема Форма занятия 1 Основы музыкальной беседа грамоты 2 Основы игры на фортепиано игра 3 Поведение артиста на сцене игра 4 Сценическое движение. Танец (артистизм) 5 Хоровое пение игра групповая игра 6 Эстрадное пение (сольное и караоке вансамбле) 7 Фольклор (народное пение, беседа, игра играна ложках) 8 Музыкальные состязания 9 Концерты, мероприятия, выступления конкурс групповое занятие со зрителями Форма подведения итогов Работа с аудио- веселая видеоаппаратурой викторина, опрос Работа с технический инструментом зачет работа с зеркалом, наблюдение зачет видеопроектором работа с зеркалом, технический видеопроектором зачет Работа с концерт инструментом аудиоконцерт, видеоаппаратура, технический микрофон зачет Работа с тест, технический инструментом, аудио- зачет видеоаппаратурой аудиоаппаратура концерт, анализ Работа с концерт, анализ инструментом, аудиоаппаратурой Метод организации процесса Материально-техническое обеспечение Таблицы: нотные примеры; признаки характера звучания; средства музыкальной выразительности. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов. Дидактический раздаточный материал: Информационно-коммуникационные средства: мультимедийные обучающие программы; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике. Материально-техническое оснащение программы, средства обучения: просторное помещение для занятий (актовый зал). сценическая площадка (сцена в зрительном зале) Звукоусилительная аппаратура: микшерный пульт, музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, звуковые колонки, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, микрофоны, микрофонные стойки и т.д. фортепиано (хорошо настроенный инструмент). Список литературы: Методическая литература для педагога: Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2015г. Кеериг О.П. «Методика работы с детским самодеятельным музыкальным коллективом». Л.,2017. Кирюшин В.А. «Эмоционально-образный анализ песен учебно-методического хорового репертуара». М. 2013. Ригина Г.С. «Творческая деятельность младших школьников в системе воспитания». М.,2014г. Рачина Б.С. «Технология обучения музыке в общеобразовательной школе». С-Пб:«Композитор», 2016. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального искусства». М. «Феникс», Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам». Украина,2017. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса». М; «Музыка», 2015. Ивановский Ю.А. «Речевой хор». М. «Феникс»; 2016. Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы-М.:ВАКО,2008 «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М.;СПб: Музыка,1996. Кабалевский Д.Б. «Про трёх китов и про многое другое», М., «Дет.лит.», 1972г. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Мирос,1998г. Русский фольклор/ Сост. И примеч. В.Аникина.-М.:Худож.лит.,1985. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Песенные сборники. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.: Просвещение,1990. Смолина Л. Мы поем, играем, танцуем. Челябинск,2001. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература М.»Музыка»,1986. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке. М.: Знание,1985. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. М. «Музыка»,1971. Музыка в начальных классах.: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1985. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: просвещение,1989. 100 великих композиторов/ авт.- составитель Д.К.Самн.-М.:Вече,1999. Блок В.М., Португалов К.П. Русская и советская музыка. М.:Просвещение,1977. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. Могилевская С. У лиры 7 струн. М.: «Дет.лит.»,1981 Поплянова Е.М. А мы на уроке-играем! Музыкальные игры, игровые песни.-М.: Новая школа,1994. Учебная, познавательная литература для детей: Финксльштейн Э. «Музыка от А до Я». Л; «Советский композитор»,2016 . Кошина И. «Музыкальный букварь». М; «Академа» 2014. Вайкль Б. «О пении и прочем умении». «Аграф», 2016. Популярный музыкальный энциклопедический словарь» сост. Шаповалова О.А. Изд. «Феникс»,2015. Лазарева А.Г.«Секрет популярности» Ставрополь. «Сервис-школа», 2017. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Дет.лит.,1986. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: М.:Просвещение,1994 Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: 1988. Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып.9.-М.: Сов.композитор,1990. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта.-СПб: Композитор,1993. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Музыка/Авт.А.С.Кленов. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.